А вот некоторые отрывки из интервью Арии - недавно читала и покатывалась со смеху. Нет, это не издевательский надменный смех, это просто немного не сочетается с картиной, мной увиденной на концерте...
"Когда-то у этой группы не было ничего, кроме амбиций, запретной любви к Новой Волне Британского Хэви-Метала, риффа-фетиша из "Smoke On The Water" и нескрываемого эпигонства. Мало кто помнит, что АРИЯ - продюсерский проект, своеобразный эксперимент над системой. Но сапоги превыше Пушкина, и музыканты предпочли продуктивное развитие в рамках направления и эффективное завоевание аудитории испытанными методами. Команда обуздала изобретательский дух, и через 20 лет она - абсолютный монополист в российском классическом металле, который, не будь АРИИ, напоминал бы накрашенный труп.
Интернациональный опыт хэви-метала как нельзя подходил для создания положительного образа мировой альтернативной музыки для советского слушателя. Культ сильной личности и псевдоантичное торжество человеческой мощи, чудеса и дорожные приключения в материале ранних российских метал-команд (таких как КРУИЗ, ЧЁРНЫЙ КОФЕ, МАСТЕР и АРИЯ) затмевали опасную символику вроде пентаграмм, перевёрнутых девяток и другой атрибутики герметических учений.
Сегодня АРИЯ - это, безусловно, добротная архаика и единственная русская группа, с успехом продающая по международным стандартам традиционный звук и далёкая не только от славянской истории, но и от всякого политического жеста.
Не принято признавать в знакомой и привычной АРИИ аномалию и странный трюк мрачного российского шоу-бизнеса. А ведь сейчас за спинами музыкантов всё ещё стоит купированная New Wave Of British Heavy Metal, универсальная для всех теле- и радиоформатов, и при этом им обеспечено место хэдлайнеров на главных летних фестивалях с постоянно обновляющейся юной публикой.
В 2002 году ожидался роспуск группы и закрытие коммерческой платформы с названием АРИЯ, однако, неожиданная замена вокалиста не повлекла за собой необратимых последствий. Расформирование состава - обычный манёвр для весьма тесного отечественного хэви-металлического сообщества. Консервативность музыкального метода компенсируется частой ротацией кадров. Итак, за всю историю коллектива через сотрудничество с АРИЕЙ прошло около 25 человек.
А обстановка в большой материнской группе сегодня весьма расслабленная. На интервью АРИЯ собралась в усеченном составе: один из патриархов группы Виталий Дубинин (бас-гитара), Артур Беркут (вокал, акустическая гитара) и Сергей Попов (гитара). Лидер коллектива Владимир Холстинин и барабанщик Максим Удалов отсутствовали по уважительным причинам (мы проверяли).
- Вы взрослые состоявшиеся люди, многие ваши поклонники годятся вам в дети. Вы чувствуете эту разницу в возрасте?
Виталий: Да не особо. Может быть, только после концертов, когда они подходят за автографами. А во время выступления ничего такого не ощущается: сколько лет уже играем, а в зале постоянно молодые лица. Даже странно как-то, будто мы путешествуем в машине времени. Мы обмениваемся с поклонниками энергией. Они нам реально помогают чувствовать себя моложе.
Сергей: И, потом, среди них очень много продвинутых людей, от которых можно узнать много интересного. Молодежь нынче образованная пошла.
- Что вы можете сказать по поводу распространенного утверждения, что с возрастом интерес к рок-музыке неизбежно ослабевает?
Виталий: Наверное, да, но это не про нас. Рок - наша жизнь, наша работа, если угодно; многие ровесники отошли от него в силу занятости, появления других жизненных и профессиональных интересов. Но даже они при случае фанатеют от нее так же, как в молодости.
Артур: На смену старому доброму хард-року и металлу приходят новые, современные стили, которые не менее тяжелы и по-хорошему агрессивны. Новая рок-музыка стилистически выдержана в том же ключе, но с учетом современных реалий. Те же SYSTEM OF A DOWN, LINKIN PARK. Аранжировки меняются, дух остается.
Сергей: Человек может оставаться в душе рокенролльщиком вне зависимости от внешнего вида и возраста. Он может быть тучным менеджером средних лет в костюме и, при этом, - стопроцентным фанатом рока. Он может даже не ходить на концерты, просто слушать плеер, - и многие даже не будут догадываться о его пристрастиях.
- А если сравнивать тот драйв, который вы аккумулируете во время концерта, - он уже, наверное, не тот, что 15 лет назад?
Сергей: Наоборот, сейчас понимаешь, что впереди осталось не так уж много (смеется) и стараешься зажечь по максимуму. На самом деле, с годами острее начинаешь ценить возможность играть на хороших инструментах и любовь полного зала.
Артур: Некоторые даже стараются наверстать упущенное тем, что начинают делать себе татуировки. Много-много. Кто? Неважно. Могу только сказать, что его сейчас нет с нами, и он не барабанщик (общий смех). Снова шучу, ну, вы понимаете...
- Чем вы объясните изменение имиджа рок-музыкантов? Раньше немыслимо было выйти на сцену без пышных причесок, обтягивающих штанов и клепаных курток, а сейчас многие выступают чуть ли не в повседневной одежде. Почему?
Виталий: Кудри уже выпали (смеется). Все тобой перечисленное тогда у многих проходило за повседневную одежду. Сейчас это уже не актуально. Да, 20 лет назад даже хороший музыкант, рискни он выйти на сцену в обычных джинсах и майке, был бы нещадно раскритикован поклонниками. Сейчас - запросто. Это хорошо: значит, содержание музыки важнее ее внешних проявлений.
Сергей: Кроме того, все модные идеи уже были исследованы вдоль и поперек, все уже приелось, тема исчерпана. Осталась только неисчерпаемая музыка.
- Как вы расцениваете успех LORDI на "Евровидении"? Притом, что к року они имеют весьма опосредованное отношение?
Виталий: Это хороший признак. Европа сыта по горло стандартными певцами типа нашего Билана, поп-жвачкой, этим безликим евро-соулом. ( НИЖЕ ПЛИИИИНТУСА!!!!!!!!!!!СУУУПЕЕЕРР!!!) А у LORDI налицо - в буквальном смысле, - по крайней мере, экстравагантный внешний вид, непохожесть на общую массу. Я лично обрадовался их победе. Вообще формат конкурса не предполагает выступлений подобных групп, и, тем не менее, LORDI на него попали и выиграли! Это свидетельствует о любви народа к хард-року. Что бы ни говорили Аксюта и ему подобные о том, что рок умер, действительность доказывает обратное. Люди, наоборот, слушают рок все больше и больше. Даже на "Евровидении", в этом дремучем заповеднике попсы, победила рок-команда! Это очень обнадеживающий симптом.
Сергей: Касательно того, в каком стиле они играют: в глазах обывателя именно такая музыка и есть рок, тяжелый рок. И не в наших интересах
оспаривать это мнение.
- И последний вопрос. Правда ли, что Владимир ездит на "Москвиче"? По его словам, он таким образом отдает патриотический долг Родине...
Виталий: Да, правда. Ну, у него есть еще также BMW. Наверное, немцам он тоже был должен (общий смех). "
Забавно, правда?